Новое исследование о борьбе с пластиковым загрязнением, опубликованное в журнале Academy of Management, раскрывает влияние социальных сетей на данную проблему и ее решение. Убедить людей сменить привычное или неосознанное поведение на новые (и зачастую менее удобные) привычки — непростая задача.

Доктор Ициар Кастелло из Университета Суррея, Дэвид Барбера-Томас из Политехнического университета Валенсии, Франк Г. А. де Баккер из Школы менеджмента IESEG и Чарлин Зитсма из Университета штата Пенсильвания анализируют, как активисты, борющиеся с пластиковым загрязнением планеты, используют визуальные и словесные взаимодействия для превращения сторонних наблюдателей в своих союзников и единомышленников.
В статье «Энергия через визуальные эффекты: как социальные предприниматели используют эмоционально-символическую работу для социальных изменений» объясняется, что эмоционально-символическая работа — преднамеренное производство и использование шокирующих визуальных эффектов для преобразования негативных эмоций в позитивную эмоциональную энергию и мотивации изменения поведения — стимулирует процесс эмоциональной трансформации. Эмоционально-символическая работа помогает людям не только признать свою вину в загрязнении окружающей среды пластиком, но и побудить их принять меры, отказаться от одноразовых пластмасс, а не полагаться на переработку.
В исследовании упоминается отмеченный наградами фотограф и режиссер Крис Джордан, чей фильм «Альбатрос» наглядно продемонстрировал ужасающие результаты нашей культуры «одноразового использования». В фильме были изображены мертвые птенцы с открытыми желудками, в которых видны разноцветные пластиковые предметы — объекты, которые мы регулярно используем и выбрасываем. Так было показано соучастие человека в трагической гибели птиц.
(Подробнее про пластиковый кризис на атолле Мидуэй, который является пристанищем крупнейшей колонии альбатросов, можно почитать в нашей статье).
Д-р Кастелло, старший лектор по цифровой экономике в бизнес-школе Университета Суррея, говорит: «Главная трагедия в решении проблемы изменения климата заключается в том, что мы не смогли установить связь между масштабностью проблемы и тем, что может сделать для ее решения отдельный потребитель. Но мы можем преодолеть это, используя эмоционально-символические методы для преобразования негативных эмоций, вызванных шокирующими картинами, в позитивную энергию, которая вызывает изменения».